Законопроект по исполнению FATCA внесен в Госдуму

Законопроект, разрешающий российским банкам самостоятельно исполнять требования американского налогового закона FATCA, наконец внесен в Госдуму. Однако к июлю вряд ли будет принят. Альтернативные поправки ко второму чтению непрофильного закона о национальной платежной системе принять реально, но проблему они не решают. В такой ситуации участники финансового рынка просят разрешения выполнять FATCA непосредственно от ЦБ.

Вчера вечером зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внес законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части передачи информации налоговым органам иностранного государства)». Итоговая редакция законопроекта оказалась шире двух предыдущих. Если предлагавшиеся ранее поправки распространялись только на банки, то внесенные в Госдуму вчера — еще и на другие финансовые институты (брокеры, депозитарии, страховщики, инвестфонды, ПИФы, НПФ, УК и пр.). Всем этим организациям проект разрешает собирать и передавать в налоговую службу США (IRS) информацию об их клиентах — американских налогоплательщиках, а также отказывать в открытии счетов (или закрывать уже открытые счета) тем из них, которые отказываются предоставлять правдивую информацию о себе. «Самой IRS информация от небанковских финансовых институтов нужна в первую очередь для выявления своих налогоплательщиков»,— поясняет партнер PwC Legal CIS Максим Кандыба.

Впрочем, возможности выступать налоговыми агентами и удерживать в пользу IRS 30-процентный налог с подлежащих налогообложению операций, как того требует FATCA, в итоговой версии законопроекта по-прежнему нет.

Однако даже если бы такая возможность там и была заложена, финансовым организациям это бы не сильно помогло. Дело в том, что законопроект еще нужно принять Госдуме и Совету федерации и подписать президенту, что маловероятно в обозримой перспективе, говорит источник «Ъ», знакомый с ходом разработки документа. Между тем зарегистрироваться в IRS нужно уже до 5 мая, а с июля — начать исполнять требования FATCA.

Поэтому во избежание возникновения правового вакуума в этом вопросе комитет Госдумы по финансовому рынку внес альтернативную поправку в закон «О национальной платежной системе». Она, как и законопроект, разрешает закрывать и не открывать соответствующие счета нерезидентам, если законодательства их стран требуют от банков заключать спецсоглашения о контроле за операциями по ним. При этом альтернативная поправка, в отличие от законопроекта, распространяется только на банки и не предусматривает возможности информирования ими IRS и удержания в пользу нее 30-процентного налога. Альтернативную поправку, учитывая, что она вносится ко второму чтению пусть и непрофильного законопроекта, можно принять гораздо быстрее — в этом и состоит ее смысл. По словам первого зампреда комитета по финансовому рынку Владислава Резника, ее планируется принять сразу во втором и третьем чтениях уже в пятницу.

FATCA — американский налоговый закон, требующий от финансовых организаций—нерезидентов предоставлять в налоговую службу США информацию об операциях по открытым в них счетам американских резидентов и лиц, ими контролируемых, и выступать налоговыми агентами по операциям получения доходов от источников в США, а также закрывать счета упорствующим клиентам. Если банк не присоединяется к FATCA, к нему могут быть применены санкции (от 30-процентных штрафов, удерживаемых с него присоединившимися к FATCA банками-контрагентами за рубежом, до закрытия ими его корсчетов).

Небанковские финансовые организации поправкам рады. «Многие участники фондового рынка уже заполнили анкеты для регистрации в IRS, однако должны были перед регистрацией убедиться, что в будущем смогут выполнять FATCA, не нарушая российского законодательства»,— говорит глава НАУФОР Алексей Тимофеев. Представители НПФ и вовсе, как выяснилось, не слишком переживали по этому поводу. «Надо — вступим и, если будут американские клиенты, будем сообщать, но я таких не припомню»,— говорит глава одного из крупнейших НПФ. «Вряд ли такие у нас появятся, ведь это будет означать победу нашей пенсионной системы и признание ее логичной гражданами других стран»,— иронизирует он.

Зато банкиры по-прежнему пессимистичны. Их не успокаивает даже поступление в Госдуму сразу двух порций тематических поправок. В результате вчера же Национальный совет финансового рынка (НСФР) обратился с письмом к главе ЦБ Эльвире Набиуллиной, в котором просит дать по ситуации еще и разъяснения ЦБ — в виде «информационного письма о допустимости регистрации российских финансовых организаций на сайте IRS в целях присоединения к FATCA». Необходимость такого письма ЦБ НСФР объясняет тем, что у внесенного вчера подробного законопроекта по FATCA существует неопределенность со сроками принятия, а альтернативные поправки к закону о национальной платежной системе не решают проблему целиком. Также, говорится в письме НСФР, банкиров смущает и ранее изданное, еще прошлогоднее, письмо МИД РФ, в котором прямо говорилось о недопустимости каких-либо прямых договоренностей о выполнении требований FATCA. «Одним законом не обойтись, нужно глобальное решение о статусе российских банков при регистрации в IRS,— говорит зампред НСФР Александр Наумов.— Тут свое слово должен сказать регулятор, как, например, это сделал Нацбанк Белоруссии, который с 2013 года информирует кредитные организации о дальнейших действиях по FATCA и оказывает методическую поддержку».

http://kommersant.ru/doc/2459179

.

FATCA в России. Выполнение требований и практическая реализация FATCA © 2012-2014 Все права защищены. Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.

.