Новый текст законопроекта Минфина, который приводит законодательство РФ в соответствие с FATCA

Банки РФ смогут выполнять требования американского закона FATCA, не закрывая счета своих клиентов. Минфин предусмотрел для них возможность удерживать налоги с клиентов в пользу США через иностранные банки-посредники. Насколько сами иностранные банки будут заинтересованы в оказании такой услуги российским на фоне политического кризиса, эксперты судить не берутся. Но банкиры уже готовы платить за это.

В распоряжении «Ъ» оказался новый текст законопроекта Минфина, который приводит законодательство РФ в соответствие с американским законом FATCA. Несмотря на то, что Минфин по-прежнему не дал банкам, присоединившимся к FATCA, права самостоятельно удерживать 30-процентный налог с доходов своих клиентов из США, в проекте все же предусмотрена возможность делать это, не нарушая законов обеих стран. Предполагается, что банки смогут передавать информацию о клиентах напрямую не только в Службу внутренних доходов США (IRS), но и фактически любой компании, уполномоченной взимать налоги. Речь идет об иностранных банках, которые обладают правом удерживать налоги и при этом участвуют в проведении платежа. «Это важное дополнение позволит российским финансовым институтам, которые будут участвовать в FATCA, в некоторых случаях делегировать обязанность по удержанию FATCA-налога на уровень предыдущего в платеже финансового посредника, находящегося в других юрисдикциях»,— говорит партнер PwC Legal CIS Максим Кандыба.

Напомним, FATCA обязывает иностранные банки информировать IRS о счетах своих клиентов и взимать 30-процентный налог с их пассивных доходов, имеющих отношение к США. Если банк не присоединяется к FATCA, к нему могут быть применены санкции (от 30-процентных штрафов, удерживаемых с него присоединившимися к FATCA банками-контрагентами за рубежом, до закрытия ими его корсчетов). Но США недавно вышли из переговоров по подписанию с РФ межправительственного соглашения, которое упростило бы процесс присоединения всех банков к FATCA. Поэтому Минфин решает проблему в одностороннем порядке, внося поправки в законодательство РФ. Времени на это мало: банкам необходимо зарегистрироваться в IRS до 5 мая, чтобы не столкнуться с санкциями уже с 1 июля.

Первая версия законопроекта не учитывала возможности привлекать к удержанию налога иностранных посредников. В ней был предусмотрен лишь механизм отказа в открытии или закрытии счета клиенту, не предоставившему информацию о своем статусе иностранного налогоплательщика. Впрочем, и эту норму Минфин доработал. Если раньше предполагалось, что механизм закрытия счетов будет разрабатывать ЦБ, то теперь он уже в готовом виде будет указан в антиотмывочном законодательстве. Банк сможет не обслуживать клиента, если тот не предоставит информацию для передачи зарубежным налоговым агентам или не даст согласия на удержание иностранных налогов. Впрочем, этот вариант менее предпочтителен для самого банка, поскольку он теряет клиента.

Поскольку платежи из-за рубежа в 100% случаев проходят через иностранные банки-контрагенты, реализовать удержание налогов по предложенной схеме будет реально, считает главбух Нордеа-банка Татьяна Шарова. «Скорее всего, на бесплатной основе иностранный банк оказывать эту услугу не будет, это зависит от того, насколько автоматизирован комплаенс-контроль у них самих, но участники расчетов, видимо, будут готовы платить»,— добавляет она. «Однако насколько зарубежные банки-контрагенты заинтересованы брать на себя обязанности российских коллег, особенно в условиях санкций к России со стороны США, большой вопрос,— сомневается банкир из банка топ-30.— Кроме того, возникает риск ответственности посредника».

Помимо этого в проекте подробно описана отчетность иностранных банков о счетах россиян. Иностранные банки, имеющие в российских от 50% долей, будут обязаны отчитываться о клиентах—резидентах РФ, если хотя бы раз за год по их счету прошло $10 тыс. либо эквивалент этой суммы. Целесообразность консолидации такого объема информации — по словам банкиров, это практически все счета россиян за рубежом — банкирам неясна. «Если американцы, разрабатывая FATCA, декларировали ее целью поиск крупных американских инвесторов, вкладывающих средства в рынок США из-за рубежа и уклоняющихся от уплаты налогов, то к чему стремится наш регулятор, непонятно»,— говорит руководитель группы в области систем комплаенс КПМГ в РФ и СНГ Дмитрий Чистов. По его мнению, это крайне низкий порог. «Не исключено, что за несоблюдение закона регулятор предусмотрит санкции, причем к нам, а не «маме»»,— опасается банкир из «дочки» иностранного банка.

Ольга Ъ-Шестопал

 

http://kommersant.ru/doc/2454787

 

 

 

.

FATCA в России. Выполнение требований и практическая реализация FATCA © 2012-2014 Все права защищены. Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.

.