Заключение Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции на проект федерального закона № 506758-6

В дополнение к Заключению Комитета Государственной Думы по финансовому рынку на проект федерального закона № 506758-6, свою позицию обозначил Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.

 

Заключение Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции на проект федерального закона № 506758-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части передачи информации налоговым органам иностранного государства)

Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев проект федерального закона № 506758-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части передачи информации налоговым органам иностранного государства) (далее — законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым, отмечает следующее.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон   от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»), Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

По законопроекту имеются следующие концептуальные и юридико-технические замечания.

Данным законопроектом, по сути, закрепляется приоритет национального права иностранного государства над российским и международным правом, что противоречит основополагающим положениям современной международно-правовой системы.

Порядок передачи информации, содержащей банковскую тайну, необходимо регламентировать исключительно в рамках принятия соответствующих международных договоров Российской Федерации.

Следует принимать во внимание, что международные практики Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития исходят из необходимости обеспечения взаимности в работе компетентных органов по борьбе с налоговыми правонарушениями при учете интересов договаривающихся. Согласно преамбуле Совместной Конвенции Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о взаимной административной помощи по налоговым делам (далее – Совместная Конвенция Совета Европы и ОЭСР), подписанной Российской Федерацией  3 ноября 2011 г., государства не должны осуществлять меры и предоставлять информацию кроме, как в соответствии с их внутренним законодательством и практикой, принимая во внимание необходимость защиты конфиденциальности информации, и учитывая действие международных инструментов защиты частной жизни и использования личных данных. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 21 Совместной Конвенции Совета Европы и ОЭСР запрашиваемое государство не обязано осуществлять меры, противоречащие его собственному законодательству или административной практике, а равно меры, которые им признаются противоречащими публичному порядку или его государственным интересам, предоставлять информацию, которая могла бы повлечь раскрытие любой торговой, деловой, промышленной, коммерческой или профессиональной тайны или торговых взаимоотношений, или информации, раскрытие которой будет противоречить публичному порядку или его существенным интересам, оказывать помощь, если это приведет к дискриминации частных лиц запрашиваемого государства по отношению к частным лицам запрашиваемого государства в тех же обстоятельствах и др.

Статьей 1 законопроекта предлагается статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дополнить положением, согласно которому кредитные организации вправе передавать иностранному налоговому органу и (или) иностранным налоговым агентам, уполномоченным иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов, информацию, содержащую банковскую тайну, необходимую для удержания иностранных налогов и сборов с клиентов или корреспондентов, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

При этом не учитывается, что в соответствии с пунктом 2 статьи 857 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам Российской Федерации и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. Однако предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, иностранным налоговым органам и (или) иностранным налоговым агентам, уполномоченным иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов, указанная норма не предусматривает.

Статьей 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» устанавливается более жесткий порядок получения сведений, составляющих банковскую тайну, государственными органами и их должностными лицами, по сравнению с предлагаемым в законопроекте порядком получения таких сведений иностранными налоговыми органами и (или) иностранными налоговыми агентами, уполномоченными иностранными налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов, что также подтверждает дисбаланс предлагаемых норм.

Кроме того, понятия «иностранный налоговый орган» и «налоговый агент, уполномоченный иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов» в законодательстве Российской Федерации не определены. Также представляется сомнительным использование формулировки «законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов», поскольку не ясно, о каких именно законодательных актах идет речь. Данные предложения законопроекта  приведут к неограниченному толкованию и тем самым неоднозначной правоприменительной практике.

Следует отметить, что предоставление любой информации, «необходимой для удержания иностранных налогов и сборов», может также привести к нарушению режима охраны государственной тайны и тем самым поставить под угрозы национальную безопасность Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что согласно статье 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» Банк России вправе предоставлять сведения о конкретных сделках и операциях кредитных организаций, а также о сделках и об операциях их клиентов и корреспондентов, полученные из отчетов кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, центральным банкам и (или) иным органам надзора иностранных государств, в функции которых входит банковский надзор, при условии обеспечения ими уровня защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации не меньшего, чем уровень защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации, предусмотренный законодательством Российской Федерации, и непредоставления ими указанных сведений третьим лицам, в том числе правоохранительным органам, без предварительного письменного согласия Банка России, за исключением случаев предоставления судам этой информации по уголовным делам.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает определенный механизм обмена информацией и правовой помощи в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В частности, в соответствии со статьей 10 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предоставляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности. При этом передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос.

Таким образом, предлагаемый законопроектом подход ставит под угрозу принцип национальной юрисдикции, институт охраняемой законом тайны и противоречит нормам международного общения.

Аналогичные замечания относятся к статьям 2, 3, 4, 5 законопроекта.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить.

 

Председатель Комитета по безопасности

и противодействию коррупции  И.А. Яровая

 

 

.

  1. Когда планируется внести поправки к проекту, с учетом сделанных различными комитетами замечаний, и вынести повторно проект на рассмотрение в Государственную Думу?

1 pingback on this post

FATCA в России. Выполнение требований и практическая реализация FATCA © 2012-2016 Все права защищены. Запрещено использование материалов сайта без согласия его авторов и обратной ссылки.

.